ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАЗВИТЫХ СТРАН

Авторы

  • ЛУИЗА ХАМИДОВНА ДИКАЕВА ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»
  • РИММА СОЛТАНОВНА ЗАРИПОВА Казанский государственный энергетический университет
  • САИДА КЕМАЛОВНА ШАРДАН ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия

DOI:

https://doi.org/10.26726/1812-7096-2024-3-180-187

Ключевые слова:

малый и средний бизнес, макроэкономика, экономическое положение, конкурентоспособность

Аннотация

В статье отмечается, что развитие функций малого и среднего бизнеса связано с ростом его роли в экономиках ведущих стран. Целью статьи является исследование взаимосвязи между степенью экономического развития страны, конкурентоспособностью ее предприятий на мировом рынке и степенью развития малого и среднего предпринимательства. Предложены четкие критерии отнесения предпринимательства к малым и средним в зависимости от региональной специфики хозяйствования. «Методология исследования»: методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы, как анализ, синтез и сравнение. «Область применения»: в целях создания более благоприятных условий для отечественных компаний, уязвимых к импорту, правительства поддерживают политику, направленную на регулирование импорта посредством тарифов, квот, лицензий и ограничений на импорт. Такой комплексный подход позволяет создать условия для развития отечественного малого и среднего бизнеса, что напрямую зависит от количества «национальных чемпионов» в высокотехнологичных отраслях. «Выводы»: благосостояние экономических агентов (предпринимателей) в результате их самореализации, а также растущая конкурентоспособность фирм приводят к показателям экономического роста страны. Производство, распределение, обмен и потребление как центральные составляющие воспроизводительной системы основных и производных факторов конъюнктуры, независимо от структуры экономики страны, находятся под влиянием малого и среднего бизнеса. Точно так же малый и средний бизнес становится своеобразным заложником макроэкономической ситуации в стране, которая влияет на совокупный спрос (норму сбережений и потребления, определяющую величину спроса на товары, в том числе инновационные, на местном рынке), производительность труда (отток рабочей силы и деквалификация кадров из-за падения заработной платы) и производительность капитала.

Биографии авторов

ЛУИЗА ХАМИДОВНА ДИКАЕВА, ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

к.э.н. кафедры Экономической теории и государственного управления

РИММА СОЛТАНОВНА ЗАРИПОВА, Казанский государственный энергетический университет

доцент, канд. техн. наук

САИДА КЕМАЛОВНА ШАРДАН, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит»

Загрузки

Опубликован

2024-07-12

Выпуск

Раздел

Экономика предпринимательства