ОСНОВЫ ТРАНЗИТНОЙ ЭКОНОМИКИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-12-110-120Ключевые слова:
транзитная экономика, регионы России, торговые пути, транспорно-логистический комплекс, транспортно-транзитная система, новая экономическая реальность, внешнее санкционное давление, технологический суверенитет, направление «Север-Юг», транспортно-логистическое центры, железнодорожный транспорт, водный транспортАннотация
Исследование направлено на выявление и анализ региональных аспектов формирования в России основ транзитной экономики (ТЭ) в условиях внешнего санкционного давления, переформатирования конфигурации транспортно-логистического комплекса и направлений грузопотоков. Цель. Доказать, что новая экономическая реальность открывает перед регионами России поле возможностей по обеспечению технологического суверенитета и повышению доходов бюджета, бизнеса и населения на основе развития на их территории ТЭ и формирования инновационно-индустриальных поясов торговых путей XXI века. Задачи. Проанализировать изменения конфигурации транспортно-логистического комплекса и транспортно-транзитной системы России, направлений внутренних, экспортно-импортных и транзитных грузопотоков. Выявить основные направления формирования основ ТЭ в региональном разрезе в результате формирования поля возможностей в условиях новой экономической реальности. Отметить ряд трудностей, которые препятствуют формированию основ ТЭ в регионах, сокращают поле возможностей, возникшее в результате наступления новой реальности. Методология. В исследовании использованы методы эволюционно-институциональной теории, теории производственно-технологической сбалансированности экономики и технико-экономических укладов, экспертных и аналитических оценок. Результаты. Установлено, что социально-экономическая ситуация в Российской Федерации, обусловленная влиянием глобальных кризисных явлений, усилением внешнего санкционного давления, проведением специальной военной операции на Украине, релокацией трудовых ресурсов и рабочих мест, резким изменением интенсивности и направлений внутренних, экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, содержит для российских регионов как целый ряд негативных явлений, так и поле возможностей, связанные с формированием на их территории основ транзитной экономики. Определены основные направления формирования ТЭ на территории регионов России: открытие новых транспортно-логистических центров, расширение пропускных способностей транспортной инфраструктуры особенно в направлении «Север – Юг», диверсификация экспортно-импортных и транзитных маршрутов грузопотоков. Особо подчёркнута необходимость возрождения и поддержания перевозок грузов внутренним водным транспортом, в т.ч. в трансграничном сообщении. Выводы. В условиях новой экономической реальности большинство регионов России, расположенных на центральном, южном, восточном направлениях экспортно-импортных и транзитных грузопотоков и в Арктической зоне России, получили реальную возможность для развития на своей территории ТЭ, модернизации производственно-технологических процессов, роста занятости и повышения доходов бюджетной системы, хозяйствующих субъектов и населения. Усилия по обеспечению технологического суверенитета страны предоставляют регионам уникальные возможности ускорения социально-экономического и производственно-технологического развития на инновационной основе, разработки, внедрения и масштабирования применения прорывных и подрывных технологий.