ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
DOI:
https://doi.org/10.26726/1812-7096-2021-12-169-183Ключевые слова:
экономическая безопасность, социально-экономическая система, интеграционные процессы, противоречия, пространство интеграции, факторы развития интеграцииАннотация
В статье раскрыты противоречия и проблемы интеграционных подходов с позиции обеспечения экономической безопасности социально-экономических систем, показана необходимость усиления подталкивающих интеграцию факторов и устранения (локализации) сдерживающих ее факторов. Цель. Целью данной статьи является исследование интеграционных подходов к обеспечению экономической безопасности и определение методологических основ их формирования, противоречий и направлений совершенствования. Задачи. Выявить и обосновать методологические подходы к формированию интеграционных процессов в обеспечении экономической безопасности, методы и принципы инициации интеграции, определить противоречия интеграции, пространство и факторы интеграционного обеспечения экономической безопасности. Методология. Методология исследования интеграционных подходов к обеспечению экономической безопасности основана на системном и структурном анализе, эволюционно-институциональном подходе, статистическом анализе, аналитической оценке, применении методов качественного (экспертного) прогнозирования. Результаты. Определено, что экономическая безопасность является системообразующей характеристикой функционирования социально-экономических систем любого уровня. Доказано, что на обеспечение экономической безопасности важное влияние оказывают интеграционные связи, возникающие как внутри уровней, так и на межуровневых взаимодействиях социально-экономических систем. Предложен методологический подход к определению потенциала интеграции на основе его выявления, оценки и формировании возможных стратегий в будущем использовании, формировании и согласовании принципов интеграции заинтересованными субъектами, определении мотивов и направлений интеграции, разработки модели интегрированной структуры, определении инструментов (регуляторов интеграции). Использование предложенного комплекса моделей предполагает выведение общей оценки потенциала интеграции на основе количественного (через систему макро и микро экономических показателей) и качественного (экспертного или рейтингового) подходов. Итогом оценки потенциала интеграции можно считать условия принятия решения о запуске интеграционного процесса на основе совокупной оценки факторов, благоприятствующих и сдерживающих данный процесс. Модель интегрированной структуры подразумевает установление взаимосвязей между целями деятельности интегрированного объединения, стратегиями их достижения, решаемыми в рамках интегрированного объединения задачами и централизованными функциями соответствующих подразделений структуры управления интегрированным объединением, а также распределяемыми функциями, выполняемыми субъектами интегрированного объединения. Выделены стабильные, развивающиеся и адаптационные структуры. Определено, что интеграция носит дуалистический характер и, с одной стороны, предполагает открытость социально-экономических систем для объединения их потенциала в достижении общих целей развития, но, с другой стороны, носит разделяющее экономическое пространство, выделяя группы интегрированных кластеров и сталкивая их между собой в конкурентной борьбе. Показано, что на макроуровне интеграция потенциально стимулирует проявление признаков экономической, социальной и военно-политической небезопасности, дифференцируя группы государств. На микроуровне интеграция накладывает на субъекты обязанность согласования стратегий и тактики развития и функционирования, что может сдерживать менеджмент в принимаемых управленческих решениях, особенно в условиях кризиса. Интеграция также может иметь крайне неблагоприятные последствия потери преференций и специфических особенностей социально-экономических систем, сформированных в динамике и истории их развития. Показано, что интеграционные процессы обеспечения экономической безопасности строятся в определенном сетевом пространстве, которое отражает различные аспекты деятельности социально-экономических систем. Интеграционный процесс реализуется на управленческом, прикладном, институциональном и деятельностном уровне. При этом каждый интеграционный процесс может быть узко специализирован на определенной характеристике пространства, и в этом случае создаются специализированные интеграционные институты (организации). Интеграционный процесс может также принимать комплексный характер и объединять несколько характеристик. Определено, что на возможность интеграции с позиции обеспечения экономической безопасности влияют структурные, системные и процессные факторы, как подталкивающие, так и сдерживающие ее. В связи с этим направления развития интеграционных процессов в обеспечении экономической безопасности социально-экономических систем будут основаны на усилении подталкивающих интеграцию факторов и устранении (локализации) сдерживающих ее факторов. Показано, что Россия по своему экономическому потенциалу имеет все возможности определять политику в ряде областей – от экологии до стратегии использования сырьевых ресурсов, в том числе быть лидером интеграционных процессов. Выводы. Результаты исследования могут служить основой для разработки стратегических планов развития и государственного регулирования в области интеграционных подходов к обеспечению экономической безопасности на разных уровнях социально-экономической системы.